Опыт анализа дизайнерской работы. Афиша «В ожидании Годо»
Наверное, вы эту афишу уже сто раз видели, но сейчас она не в качестве афиши, а как пример дизайнерской работы. Не без гордости признаюсь – это я её сделал.
Постараюсь раскрыть все секреты – почему она именно такая и как именно сделана. О смысле и о технологии буду говорить параллельно.
Нарисована она в Adobe Photoshop CC 2015, размер – около А4, разрешение 300 dpi. CMYK, естественно. Поскольку надписи сохранены в векторе, то афишу можно легко увеличить без заметных потерь.
На заднем плане изображено место действия. Правда, не видно ни дороги, ни камней, но это не главное. Действие пьесы происходит вне пространства и времени, в этом и есть глубинная суть того, что позже не вполне удачно назвали театром абсурда. Смысл этого направления в том, чтобы отбросить всё частное, случайное, и рассмотреть человека во всей обнажённости.
Итак, это не-место и не-время. Болотистый плоский, «никакой» пейзаж, дерево (или куст) и всё. Небо переходит в космическое пространство, потому что, по большому счёту, место действия не болото и не просёлочная дорога, а космос.
Пейзаж найден в Сети, сейчас уже не вспомню где, надеюсь, автор не обидится. Так же, как и фото звёздного неба. На рис. 1 видно, каким он был исходно, но нам надо было подвесить его в пустом пространстве (как в финальной сцене в «Чапаеве…» Пелевина). Поэтому от пейзажа осталось вот такое овальное пятно (рис. 2).
Даже это пятно получилось слишком жизнерадостным и навязчивым, потому от этого слоя оставляем 75% (рис. 3).
Но и в таком виде овал слишком похож на картинку на сувенирной кружке. Чтобы овальная рамка не была слишком явной, подкладываем снизу полный пейзаж, совсем бледный – 10% (рис. 4)
С космосом, вроде бы всё ясно. Градиент с чёрного на прозрачный позволяет постепенно погасить звёзды, по мере того, как взгляд приближается к земле. Иначе наше место действия вглядит уж вовсе научно-фантастическим (рис. 5).
Теперь самый загадочный и центральный элемент афиши, висящий посередине кристалл. Зачем он здесь и что символизирует, я расскажу позже. Пока же о том, что это за многогранник и как он сделан.
Это октаэдр, восьмигранник, одно из пяти Платоновых тел. Исходно он выглядит так (рис. 7).
Нарисован он простым механическим рисованием, то есть с помощью фотошоповской линейки (Инструмент «Линия» [U]) Чтобы линии выглядели более «живыми», мерцающими, они просто частично затёрты мягким ластиком. Внимание, нюанс! Линия использовалась в растровом режиме. Надо сказать, в Photoshop векторные инструменты реализованы кривовато, я их никогда не любил, и до недавнего времени вообще использовал исключительно в растровом режиме. То есть когда пока её рисуешь из пункта «А» в пункт «Б» она ещё как бы векторная кривая (прямая), а как только отпускаешь мышку, она сразу превращается в набор пикселей. Потому эти линии и удалось без проблем подтереть ластиком.
Единственная хитрость – я нашёл в Сети подходящие изображение октаэдра и использовал его в качестве шаблона при рисовании, чтобы не мучиться с пропорциями и перспективой.
Грани (рис. 8) тоже нарисованы вручную, с помощью полигонального лассо [L] и градиентной заливки [G] подходящими цветами.Получилась вот такая красота (рис. 9)
А теперь о том, какой в этом октаэдре смысл.
Идея мне пришла, когда я рассматривал одну из тибетских мандал. Нечто вот в этом роде:Моё внимание привлекла квадратичная структура, та самая четверичность, кватерность, о которой писал Юнг – базовый архетип, указывающий на целостность и встречающийся в самых неожиданных местах: четыре стихии, четыре стороны света, или, например, популярная до сих пор типология Гиппократа, которая предусматривает именно четыре темперамента. Та же четырёхконечная симметрия видна в плане храма почти любой религии, в планах легендарных и многих реальных городов, привязка к четырём сторонам присутствует во многих ритуалах.
Я тогда размышлял о том, почему в этой пьесе именно пять действующих лиц. Если добавить самого Годо, который так и не появляется, то получается следующая картина:
Два главных действующих лица, Владимир и Эстрагон, которые то конфликтуют, то поддерживают друг друга, естественно занимают позиции в противоположных углах квадрата, подобно противникам-боксёрам.
Оставшиеся два угла можно отвести лицам, выполняющих роли как бы секундантов. Это Мальчик – посыльный Годо и Лаки – подручный Поццо.
Чтобы найти место остальным персонажам, надо выйти из плоскости в объем. Сам Поццо со своими бесовскими манерами занимает место внизу, в надире, а ожидаемый с надеждой Годо парит где-то сверху.
Если соединить все эти шесть точек мы получаем как раз правильный восьмигранник, октаэдр. Конечно, с тем же успехом можно было бы использовать и куб, тогда персонажи расположились бы на гранях. На это намекает шахматная доска, ведь в шахматах участники располагаются не по углам, как в боксе, а по сторонам квадрата.
Когда я рассказал об этой ассоциации нашему художественному руководителю, Виктору Мютникову, ему эта идея неожиданно для меня понравилась. Он предложил сделать октаэдр центральным визуалом афиши.
Он же предложил поместить в углах клубки, изображающие персонажей, а на горизонтальной плоскости шахматную доску, искажённую и покрытую повреждениями, поскольку это не столько площадка для игры, сколько поле битвы.
Шахматное поле я нашёл готовое, дыры на нём тоже готовые, из клипартов. Клубки я сделал из многократно повторённых и трансформированных отрезков дуг, слегка затёртых ластиком.
Конечно, глядя на эту картинку мало кто сможет прочитать все задуманные смыслы и ассоциации, но это и не требуются. И в дизайне, и в актёрской работе есть вещи, которые не следует показывать зрителю без особенных причин, и которые, тем не менее, вносят свой вклад в общее впечатление. Это подобно тому, как должны быть скрыты конструкции, поддерживающие декорации, и всё же они необходимы.
Шрифтовое решение предельно лаконично. Шрифт один, и это моя любимая Helvetica, которую я использую почти везде, где шрифт не должен нести какой-то особой смысловой нагрузки. Люблю я этот шрифт за четыре вещи:
- Он по-прежнему совеременен, лаконичен и «невидим», если вы понимаете, о чём я говорю.
- В том шрифте, что установлен у меня, есть целая чётрова дюжина начертаний. Только жирности семь градаций.
- Про него в 2007 снят замечательный фильм «Гельветика», посвящёный не только Гельветике, но дизайну вообще, я его смотрел раза три и вам смело рекомендую.
- А, и трёх хватит.