Ровно год назад виртуозы из СКЛИФа распилили мне грудь болгаркой и наладили кровоснабжение сердечной мышцы используя сосуды, вынутые из ног. Совершенно бесплатно.
Пока я валялся, родственники наводили справки у знающих людей, типа, может кому денег дать или, наоборот, пожаловаться. Знающие люди сказали: «НИИ Склифосовского? Не мешайте.»
Это был удивительный опыт, и место это удивительное.
Сегодня, в годовщину… можно сказать – в день рождения, хочу опубликовать отзыв, который я для них написал. Они его вывешивать не стали, понятно почему, а я, всё же, хочу поделиться.
Отзыв
Трудно найти достойные слова, видно потому и собирался больше месяца. Да и сил после выписки было маловато.
Спасибо, огромное спасибо врачам. Спасибо Марату Анваровичу Сагирову, заведующему отделением. Спасибо Сергею Юрьевичу Камбарову, который делал операцию, во всяком случае так написано в выписке. Я видел хирурга в маске, и он показался мне совсем молодым человеком, в то время как Сергей Юрьевич – д-р мед. наук, заведующий научным отделом. Но это не так уж важно, потому что все специалисты: и врачи, и сёстры, и нянечки, и стажёры – все, кто участвовал в этой работе по спасению меня и моих товарищей по несчастью, все они действовали как один организм.
Это было совершенно поразительно.
Поэтому я хочу поблагодарить всех сотрудников отделения, всех сотрудников НИИ им. Склифосовского, и тех корифеев, которые создали этот удивительный коллектив, и всех тех, кто поддерживал и развивал его работу.
Я – тот самый Дед Мороз, которого привезли по скрой из ЦДМ на Лубянке 26 декабря 2019, и уже на другой день прооперировали по поводу аортокоронарного шунтирования.
Пребывание в реанимации и такая серьёзная операция, тем более для человека, сталкивавшегося прежде только с хирургами-стоматологами – это очень интересный опыт. И наибольшее впечатление на меня произвели не собственные ощущения, не что-либо другое, а именно поразительная слаженность в работе таких разных людей. За всю свою не короткую жизнь я ни разу не видел, чтобы люди ТАК работали.
Позвольте рассказать об этом подробнее, потому что это чудо заслуживает подробного рассказа.
Мы часто не отдаём себе отчёта в том, что большинство важных действий в нашем мире совершается не отдельными людьми, а коллективами. Как единое целое должен действовать, например, коллектив строителей при постройке дома, или все чиновники какой-нибудь организации, или правительство государства. Объединяясь, люди образуют «мегамашину», которая может решать колоссальные задачи. Но если эта «мегамашина» плохо отлажена, она способна совершать чудовищные ошибки, которых не допустил бы последний слабоумный. Мы с этим постоянно сталкиваемся, например, взаимодействуя с бюрократией. При этом мы обычно ругаем чиновников, упуская из виду, что имели дело не с людьми, а с «мегамашиной». Каждый отдельный человек ведёт себя вполне разумно: Иван Иванович приказал Петру Петровичу, тот поручил Васе, Вася позвал Петю, они сделали всё, как поняли, а в результате строительные конструкции обрушиваются, поезд уходит в недостроенный тупик, а посетитель неделями не может получить нужную справку.
В Склифе «мегамашина» работает как идеально пригнанное чудо техники. Нужные специалисты появляются в нужное время, всё оборудование работает, все расходные материалы имеются в наличии и лежат на своих местах. И все держатся ровно, корректно и предупредительно по отношению к больным. Трудно вообразить, насколько сложно наладить такую безупречную работу.
Нечто, напоминающее подобную атмосферу, я наблюдал, пожалуй, только на съёмочных площадках, но там совсем другая интенсивность работы, и ответственность другая.
Учёные считают, что на заре развития нашего вида, Homo sapiens, произошла «когнитивная революция», которая позволила нашим предкам договариваться между сбой, координировать свои действия. Это такой же колоссальный скачок, как переход от одноклеточных организмов к многоклеточным. После этого сапиенсы вышли в Европу, вынесли неандертальцев, хотя те были крупнее и имели больший мозг и победоносно прошли по всей планете, заметно изменив её облик. С тех пор мы царим на Земле благодаря этой способности.
Иногда кажется, что люди утратили достижения когнитивной революции. Например, если б я решил рассказать, как я оформлял себе бесплатные лекарства в своей поликлинике, получился бы текст ещё длиннее этого, но в духе Жванецкого. Или, сталкиваясь с иными представителями цифрового поколения, впору усомниться, жив ли вообще вид Homo sapiens?!
Но опыт пребывания в отделении неотложной кардиохирургии однозначно говорит – когнитивная революция живёт, мы не всё отдали мобильным телефонам, и у человечества есть шансы! Потому что главное не то, что мы стали хозяевами планеты (не слишком по-хозяйски мы действуем), и не в том, что мы делаем ракеты (не так уж далеко они летают). Главное – наша способность действовать сообща. Действовать так, как действуют специалисты НИИ скорой помощи им. Н. В. Склифосовского
В.Ефимов, пациент и Дед Мороз