Общество песочницы

 Детство уходит с беременностью. Мужчины не взрослеют никогда. (с)

Диагноз

Вы заметили, что мы живем в детском саду?

Взрослые дяди и тети играют в компьютерные игры, в ролевые игры, в прочие другие игры. Игрушки становятся все дороже и изощреннее, и в этом нет ничего плохого. Настораживает другое - игра все больше вытесняет дело, дорогие игрушки подменяют реальные ценности.

Отношения мы теперь тоже строим по канонам песочницы: "не играй в мои игрушки, не садись на мой горшок!" Каждый ждет от партнера безусловной материнской любви и могущественной отцовской защиты, каждый готов ради этого на все, кроме зрелых осознанных действий. Мы согласны даже на преданность, правда, это преданность клиента поставщику услуг. Не найдя в этой сахарной вате ничего, на что можно было бы опереться, каждый чувствует себя обманутым, словно его надули при обмене вкладышами от жвачки.

Женщины давно подняли тревогу: нету настоящих мужчин. Не хотят, подлецы, отвечатьза тех, кого приручили! Мужчины начали вяло отругиваться: мол, настоящих женщин тоже еще поискать. Но проблема не в мужчинах и не в женщина. Не хватает ВЗРОСЛЫХ.

Взрослого от ребенка отличает ответственность.

Личность в течении жизни должна пройти некоторый путь. Вслед за детством идет подростковая фаза. Юнг называет персону, стоящую на этом этапе "трикстер", по аналогии с персонажами мифов, подобными Локки, Гермесу или Ходже Насреддину. Трикстер весел и изворотлив, он осознает свою силу, но не ответственность за поступки. Следующая фаза - герой. По-нашему - взрослый. Состоявшаяся личность.

Как вышло так, что для многих эта фаза оказалась недостижимой? Как если бы семена не могли прорасти, или дерево цвело бы, но не давало плодов. Мы, как в фантастическом романе, оказались в мире, где отсутствует фермент, необходимый для превращения в следующую форму. Мы вынуждены, несмотря на возраст, оставаться детьми. Расти, стареть, слабеть и умирать, так и не став взрослыми.

И мистер Фриман может сколько угодно сыпать едкими воззваниями и брызгать нарисованной слюной. Если кто и выйдет на улицы, то лишь затем, чтобы поиграть, потому что перед экранам - дети.

Причины

Я впервые осознал эту тенденцию, когда читал книгу о воздействии телевидения на детей (Застывший взгляд - Пацлаф Райнер, книга замечательная). Автор подробно рассматривает физиологическое воздействие зомбоящика, в частности, как у телезрителя сокращается частота саккад - быстрых движений глаза. При взаимодействии с реальным миром взгляд постоянно "ощупывает" окружающее, а перед телеэкраном - застывает, что, собственно, и дало название книге.

Однако можно легко пойти дальше. В реальном мире ребенок (да и взрослый) получает информацию интерактивно. Мы постоянно меняем ракурс, поворачивая голову и перемещаясь в пространстве, мы можем куда-то заглянуть, взять предмет в руки, чтобы осмотреть его, ощупать, почувствовать вес... мы, буквально, ДОБЫВАЕМ информацию из окружающего мира. Мы что-то узнаем и тут же принимаем решение о том, что еще мы хотим узнать, мы изучаем мир и в каждое следующее мгновение наши действия определяются тем, что мы узнали в предыдущие мгновения. Это обратная связь. Я воздействую на мир, мир воздействует на меня. Я изменяю мир, мир изменяет меня.

У зрителя все по-другому. Связь рвется. Информация льется сплошным потоком, зритель может только переключать каналы, да и то, если пульт у него. Атрофируются не только глазные мышцы, атрофируется (должен атрофироваться!) весь психофизиологический аппарат, обеспечивающий действие: мышцы тела, функции суставов, все, что нужно для действия. И, самое главное, атрофируется ВОЛЯ. Зритель превращается в овощ, прежде всего психологически.

Вы уже несете свой ящик на помойку?

Погодите!

Во-первых, его можно включить без звука и развернуть лицом к светлой стенке - получится прекрасный ночник.

А во-вторых, зомбоящик - не главная причина тотального инфантилизма. Это лишь один из инструментов, причины глубже.









на самый зад Яндекс.Метрика